|
|
Об
искусстве и
соревновании «Конкурс
короткого
рассказа» «Конкурс на
лучшее
стихотворение» «Конкурс
прозы имени...» Как хорошо
известны
все пишущим
и читающим
существам
эти объявления-призывы
и как
непонятно и
странно
само их
существование.
Конкурс на
лучшее
стихотворение...
Тут
невольно
вспоминается
герой
Островского,
сказавший,
иллюстрируя
известную
поговорку: «о
вкусах не
спорят»
сакраментальную
фразу: «Это ведь,
голубушка,
кому что...
Кому арбуз, а
кому и
свиной
хрящик». Вернее
не скажешь.
Ну
вдуматься
если, как
можно сказать
какое
стихотворение
лучше? Один прочтет
и заплачет,
другой – не
дойдет до
конца и
скажет: «Чушь
какая-то! Чем
так писать,
лучше не
писать
вовсе!» Кто прав?
Хорошо-ли
стихотворение?
Дурно ли? Мне
думается,
если хоть
одно сердце
тронуто его
строками –
хорошо. Если
хоть чью-то
душу разбередило
– хорошо. Если
хоть кто-то
заплакал или
улыбнулся,
дойдя до
последней
строки – без
сомнения
хорошо. Достоевский
сказал: «Весь
мир
познания не
стоит
слезинки одного
невинного
ребенка». Так
ценил слезу
одного
невинного
ребенка
великий
писатель и
философ, до
сего дня
почитаемый
тысячами и
тысячами
людей во
всем мире.
Слеза или
улыбка
любого
читателя,
пусть даже
самого неискушенного,
тоже стоит
немало. Если
чьи-то строки
тронули
всеги лишь
одно сердце,
если в одном
лишь уме они
заронили
какие-то
мысли, если
хоть кому-то
подарили
вдохновение,
радость,
покой – такие
строки
хороши и
нужны. Кто же
станет
судить эти
строки и давать
им десятое,
двадцатое,
сто
пятнадцатое
место в
сравнении с
другим
произведением?
Какое тут
будет
сравнение
уместно?
Кому арбуз, а
кому – свиной
хрящик! |
|
|
Узнать
бы, как и где
зародилась
идея измерять
произведения
искусства?
Коли мы до
сих пор,
вооруженные
инструментами
типа теста IQ, не
можем
сказать, кто
глуп, а кто
умен, и вынуждены
признать,
что
величайшие
умы мира (такие
как Энштейн,
например)
частенько
были определены
в школьные
годы в
категорию
не очень
способных и
одаренных?
Кто возмется
измерять и
взвешивать
интеллект или
силу
литературного
произведения?
Понятно, как
можно
замерить
скорость
бегуна и присудить
первое
место
самомому
быстрому.
Понятно, как
можно
взвесить
мешок муки и сказать:
«Вон тот
тяжелее на
два
килограмма,
чем этот». Но
как
измерить
произведение
искусства? Как?!
Это, господа,
труднее, чем даже
измерить
интеллект и
сказать, кто
умнее. Роман
Булгакова
«Дни
Турбиных»
был прокомментирован
современными
ему
профессиональными
писателями
и
авторитетами
в литературе
вот так:
«Плохонький
роман, Мишун...».
Послушайся
их тогда
Михаил
Афанасьевич
и перестань
писать – и не
было бы у нас
великолепного
«Мастера и
Маргариты».
Спасибо за
силу
характера и упрямство,
Михаил
Афанасьевич!
И еще - за способность
пропускать
мимо ушей
коментарии
и мнения так
называемых
«профессиональных
литераторов»
и умение
слушать только
одно – Ваше
собственное
вдохновение.
Вы тысячу
раз правы – не
было у
Достоевского,
да и у
Толстого,
удостоверений
о том, что они - профессиональные
писатели.
Добавьте
сюда Гёте,
которого
неясно, к
какой
категории отнести
(то-ли ученый,
то-ли
писатель),
Мольера,
формально
получившего
образование
в юристпруденции,
- и вообще
голова
кругом пойдет. Не в
обиду
победителям
конкурсов,
но не могу я
взять в толк,
как
умудрился
некто
решить, что
такое-то
произведение
лучше, чем
другие,
представленные
в
«литературном
забеге»! Ведь
даже
количество
тронутых сердец
не может
служить
здесь мерой.
Кто знает,
может одно
сердце
тяжелее и
вместительнее
сотни иных... Говорят,
горький
вкус полезен
для
здоровья,
поэтому
закончу на горькой
ноте: не знаю
точно, какая
польза может
произойти
от
конкурсов в
области
искусства,
но точно
вижу какую
потерю
может понести
человечество.
Не у Всех
одаренных
людей может
хватить
выдержки,
мужества,
силы характера
и наконец
антиавторитарности,
чтобы
наплевать
на мнения
тех, кто счел
их произведение
«плохоньким».
Не всякий
вспомит в подходящий
момент
вечное
грибоедовское:
«А судьи кто?» и
продолжит
творить и
искать. А потому
- слово всем
тем, кто
писал от
души, кровью.
Писал
потому, что
не мог не
писать и не
стал
победителем
конкурса на
лучшее произведение: «Не верьте
им! Не верьте
тем, кто
отверг плод вашего
вдохновения!
Слава
Небесам,
есть интернет,
где можно
опубликовать
свои тексты!
Но еще лучше
было бы вернуться
к старинной
манере
литературных
вечеров и
чтений. Хотя
бы даже в
кругу
друзей и
родственников.
Творите и не
позволяйте
никому
пытаться
измерить и
взвесить
ваше творческое
детище! Оно
не
поддается
измерению.
Гоните их
прочь - этих
измеряльщиков
- и слушайте
только
одного:
ударов
вашего сердца
и еще –
дыхание
вселенной и
пуще всего –
тихий шепот
Вашего
вдохновения». Катя
Шокальская Виктория, Октябрь / 2007
|
|